С 1 сентября 2023 года вступил в силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 года №196, утверждающий новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. В приказе предусмотрены два значимых изменения:
-
Аттестация педагогических работников для присвоения первой и высшей квалификационных категорий, обладающих государственными наградами, почетными званиями, ведомственными знаками отличия и иными наградами за достижения в педагогической деятельности или являющихся призерами профессиональных конкурсов, осуществляется без детального анализа профессиональной деятельности. Вместо этого аттестация проводится на основании предоставленных документов, подтверждающих наличие указанных наград, званий и сведений о награждениях.
-
Утвержден порядок присвоения педагогическим работникам с высшей квалификационной категорией дополнительных квалификационных категорий "педагог-методист" и "педагог-наставник".
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, аттестация педагогических работников направлена на подтверждение их соответствия занимаемым должностям на основе оценки профессиональной деятельности. Аттестация также может проводиться по желанию педагогических работников (за исключением профессорско-преподавательского состава) для установления квалификационной категории. Основные задачи аттестации включают:
-
Стимулирование непрерывного повышения квалификации педагогических работников, их методологической культуры и профессионального роста.
-
Определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.
-
Повышение эффективности и качества педагогической деятельности.
-
Выявление перспектив использования потенциала педагогических работников.
-
Учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровому обеспечению образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.
-
Обеспечение дифференциации заработной платы педагогических работников в зависимости от их квалификационной категории и объема преподавательской (педагогической) работы.